Рейтинг темы:
  • 0 Голос(ов) - 0 в среднем
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
ПОЧЕМУ НЕ ТОНУТ КОРАБЛИ
#1
На берегу Азовского моря сидит маленький мальчик и пристально всматривается в даль. Раскатистые волны то и дело ласкают его босые ноги. Песчаный берег пуст. Курортный сезон заканчивался, и редкие отдыхающие отважились окунуться в сентябрьском море. Этот год выдался не совсем обычным. Что-то в природе происходило, и не заметить раннего наступления холодов не мог даже этот малыш.
Две недели подряд море штормило. Оно было похоже на огромную мутную лужу с белыми барашками. Его угрожающий шум больше напоминал испорченный радиоприёмник. Но сегодня, сменив гнев на милость, море манило к себе этого малыша, звало его в даль.
Володя, так звали этого будущего моряка, проснулся очень рано.
Он собирался ещё раз просить отца взять его с собой в море. Но опоздал. Василий Иванович, вместе с бригадой уже ушел на промысел. Володе было очень обидно и грустно. Он считал себя уже достаточно большим, и мог бы помочь рыболовам, пусть не вытаскивать сети, так хоть сортировать рыбу. Ему особенно больно было сознавать, что его друг и одноклассник Стас Мормышкин уже ходил однажды с отцом в море. Столько восторженных рассказов слышал от него Володя. А его не берут. И на то была своя причина.
Вовка до сих пор не мог плавать. Это обстоятельство очень угнетало его. Жить на море и не уметь плавать - считалось у ребят противоестественным. Но факт - есть факт. Как не пытались его научить плавать и ребята, и отец, и старший брат Коля - дальше стиля топора без ручки дело не продвигалось.
Хотя, если быть до конца честным, Вовке не плохо удавалось плавать под водой. Но только он выныривал - чувство страха заставляло открывать рот, и первая же волна была его. Вовка жадно пил воду, и дальнейшее плавание откладывалось на некоторое время. Тем не менее, силы воли у него хватало, и он снова бросался в воду.
И так, Володя сидел на пустынном берегу, и его мысли плыли далеко в море. Вот бы папа понял, как ему хочется быть взрослым, быть с ними там, среди ровного рокота волн, в его бригаде, ловить эту, дающую им жизнь, рыбу. Ему очень хотелось хоть раз почувствовать себя нужным, по настоящему помощником в большом деле, что бы все, и взрослые и дети гордились бы им. Он представлял себе, как он втаскивает в баркас огромного осётра, а тот просит его человеческим голосом отпустить. Но Вовка непоколебим. Слишком долго он ждал этого момента. Поговори, поговори, произнес он вслух, на мгновение, теряя связь между воображением и реальностью.
А я тебе ничего и говорить не буду. Вот возьму лозину и погоню домой! - раздался сзади голос бабушки. Ишь, чего удумал, спозаранку на берег бегать! А мы с матерью ищи его, где попадя! Ты, что уже забыл, что уже сентябрь, и ты в школу ходишь? Сегодня же воскресенье! - Ну и что? - А уроки на завтра кто будет делать?
Беспощадная проза осадила высоко взлетевшую фантазию малыша.
Он живо представил себе строгое лицо учителя и поморщился. Ладно, иду.
Вовка не отличался в классе от других ребят рвением к учёбе. Ему постоянно не хватало времени на приготовление домашнего задания.
И уж ни как не хотелось его делать ранним воскресным утром. Но спорить с бабушкой Ниной было бесполезно. Он знал, что подчиниться всё равно придётся, поэтому медленно поднялся, отряхнул песок с намокших шорт и, медленно, как на расстрел, зашагал в сторону села.
Дома его ждала основательная трёпка. Мама уже не знала где его искать. Её сердце билось громко и не ровно так, что Вовка услышал его на расстоянии вытянутой руки. Ему стало жаль маму, и он посмотрел ей прямо в глаза таким взглядом, что Анна Ивановна забыла о своём страстном желании сделать из Вовкиных ягодиц « зебру». Ну, ладно, сказала она, обращаясь к сыну, - замнём для ясности. Ты сам знаешь, что тебе делать, уже большой!
Неожиданный поворот событий заставил Володю вспомнить о школе.
Он ласково обнял мать. Я хотел, я хотел, пытался оправдаться Вовка.
Да знаю, что ты хотел! Но пойми малыш - нельзя! - Почему? Ты же сама сказала - уже большой! - Но не на столько же! Видишь ли, сынок, вода есть вода и в ней тонут люди иногда!- неожиданно для себя Анна Ивановна заговорила стихами. Как тебе объяснить, ведь я переживаю за тебя, за папу, море - это опасно! Даже большие тонут корабли, не то, что бы баркасы. А ты даже плавать ещё не умеешь!
Этими словами мама больно задела сына за живое. Вовке стало стыдно и обидно. Он опустил голову и, ни слова не говоря, пошел в дом. Уроки то же не шли в голову, хотя с горем пополам к обеду с ними было покончено. Всё это время Володя то и дело отвлекался навязчивыми мыслями о море, о его могучей силе, о погибших кораблях, о стихии, которая две недели мутила море. Он думал, что зря сегодня, в воскресенье, рыбаки вышли в море. Рыба устала болтаться в мутной воде и наверняка залегла, где ни будь в глубинке.
Он считал, что у рыб то же бывает морская болезнь.
Но больше всего Вовку волновал вопрос - почему же тонут корабли?
Неужели нельзя сделать такие корабли, что бы они не тонули.
Володя вышел во двор. Бабушка уже напекла свежих пирожков и их ароматный дух, как призрак летал по двору. Ох, как есть хочется - воскликнул Вовка, и побежал на запах.
А, моряк пришел, проголодался? - Уроки сделал? Да, сделал.
Тогда съежь пирожок - сказала бабушка. - Как же ты напугал нас сегодня, малыш. Что же ты ни кому, ни чего не сказал, уходя на море.
Чего мы только не передумали, и где только тебя не искали. Нельзя же так. - Всё понял, бабуля, извини, но пойми хоть ты меня. Мне так хотелось! - Ладно, ладно. На вот ещё съешь пирожок.
В это время скрипнула калитка, и во двор вошел отец - Василий Иванович. Вовка первый услышал этот скрип, который означал только одно - папа пришел! Чуть не сбив с ног бабушку, он выскочил во двор. Большой душистый пирожок с абрикосом словно застрял у него во рту. Володя обхватил отца обеими руками и пытался расспросить его о сегодняшней рыбалке. - Погоди, сынок, прожуй и успокойся. Давай всё по порядку. Но Вовкин пирожок всё ещё мешал говорить. Тогда он ловким движением прямо - таки
всунул в рот отцу оставшуюся половину. Василий Иванович за два глотка справился с этой задачей, в то время как Вовка ещё не мог внятно выразить свои мысли. - Пойдём сядем, отдохнём. Не лёгким выдался сегодняшний день. Улова - ни какого. И куда только рыба подевалась?
Я же говорил! Вспылил Вовка, но спохватился, ведь это он только так думал! Не могло быть сегодня улова! - Почему? - Потому, что меня не взяли. Вот почему, - обидчиво бросил малыш. - Ты снова за своё? Я тебе сотню раз говорил - нельзя брать в море детей!
Ага! А Стас уже ходил с отцом! - Подрасти и ты пойдёшь, вот только плавать научишься. Снова задев Вовку за живое. - Что вы все зарядили, плавать, плавать! Я же на баркасе пойду! Однако ему было уже понятно, что разговор продолжать бесполезно, и результат будет не в его пользу. По этому сразу же сменил тему.
Пап, а скажи, почему корабли не тонут? - Кто тебе сказал, что корабли не тонут? Тонут, и ещё как тонут! По этому я и не беру тебя с собой. - Но не все и не всегда они тонут, - не унимался Вовка.
Конечно. Существует ряд законов, по которым люди издавна строят корабли. Но любой, абсолютно любой корабль может утонуть, если его перегрузить. А, кроме того, ещё волны, ветры и так далее. - Пап, а что всё же держит его на воде? Если я буду это знать, может, и сам научусь быстрее плавать? Конечно, научишься, да ты и можешь, только этого не понимаешь. Главное - это уверенность в своих силах, конечно со знанием дела. А знание физических процессов к тебе придёт со временем в старших классах, когда будешь изучать труды древнегреческого учёного, физика и математика Архимеда.
Сейчас я расскажу тебе, почему же тяжелые металлические корабли не только не тонут сами, но и перевозят огромные грузы. А всё дело в том, что жесткий корпус суден имеет большой объём и внутри пустой. А вытесняет под собой такое же количество воды по объёму.
Выходит, что плотность вытесненной воды больше, чем средняя плотность металлической обшивки и воздуха в ней.
Пап, а плотность - это что, вес - интересуется Вовка? - Нет, сынок. Плотность - это понятие, которое определяет отношение веса, или иначе массы, к объёму данного тела. Но сейчас тебя, наверно, больше интересует собственная плотность? Почему ты сам плохо держишься на воде? Угадал? - Конечно, - Вовка стыдливо опустил голову. - Да не переживай ты сильно. Научишься! Вспомни, как ты плывёшь под водой. Набираешь побольше воздуха и ныряешь в глубину. Но тебя постоянно выталкивает какая - то сила на поверхность. Так? Значит ты сам легче воды, твоя средняя плотность становится меньше плотности воды. А выдохнешь воздух - пойдёшь ко дну. Выходит, разница только в объёме воздуха! - Получается так.
Папуля, но ведь все же плавают и дышат при том, и не тонут?
Есть много способов заставить держаться тело на поверхности. Одно из них - скорость. Вспомни, как ты бросал плоские камни над водой?
Как долго они не тонут? До тех пор - пока имеют скорость.
Нет скорости - и они пошли на дно! Но и это не всё. Вспомни об объёме. По этому, когда человек плывёт, он старается, как можно большую площадь воды подмять под себя.
Теоретики! - оборвал беседу мамин голос, - кушать собираетесь?
Конечно - согласился Василий Иванович, и они направились к столу, где уже слегка парил украинский борщ с пампушками и вкусно пахли бабушкины пирожки с абрикосом.
За обедом ни кто не пожаловался отцу на Вовку, видимо не хотели портить ему аппетит. А после обеда малыш снова пристал к отцу с просьбой пойти на море и поучить его плавать. Я же теперь знаю, почему не плыву. Пойдём, я обязательно научусь! Делать было нечего. Отказываться не имело смысла, стоял сентябрь и вряд ли ещё будет в этом году у Володи возможность воплотить в жизнь свои новые знания. Хорошо, идём, - согласился Василий Иванович.
Не долго, там, рыбаки! В доме дел не впроворот! Ни чего не ответив, Вовка уже тащил отца за рукав со двора. Дорога к морю тянулась узкой лентой вдоль лесопосадки между полями. Эти полтора километра Василию Ивановичу казались бесконечными. Он еле переставлял ноги. Вовка же - напротив, просто летел на крыльях. Он был уверен на все сто процентов, что вот сейчас он с разбега прыгнет в воду и поплывёт. И эта уверенность укрепилась в нём, когда отец сказал, что он, Вовка, может плавать, как и другие, только ещё не готов морально!
Море, как будь - то по заказу, стихло. Казалось, ни что не может помешать Володе достичь поставленной цели. По этому, ещё на подходе, он уже был готов к решительному штурму. Рубашка и шорты победным стягом кружились над его головой. С криком
«Ура» маленькая хрупкая фигурка бросилась в воду. - Постой! Погоди! Вода холодная! Крикнул Василий Иванович, но Вовку остановить уже было не возможно, даже если бы вода вообще была замёрзшая. Поднимая тысячи брызг, с шумом он хлюпнулся в воду и,
как не странно - поплыл. Ура! Закричал Василий Иванович, как бы поддерживая боевой дух сына. Ура! Но Вовка вдруг встал на ноги.
У отца отвисла челюсть. Воды было по пояс. А ему уже казалось, что его сын плывёт по синю морю. Пап, ты что? Я же плыл! Ты видел? Вот смотри! И Вовка с разгона обрушился на воду, беспорядочно работая руками. Василий Иванович, скрипнул зубами с досады и стал снимать брюки. Ему совсем не хотелось купаться, но чувство долга и солидарности с сыном заставили сделать это. - Хорошо, хорошо, уже плывёшь! Только не торопись и не брызгай. Несколько умелых штрихов отца и Вовка почувствовал себя уверенней. С каждым разом всё больше и больше проплывая, в нём пробуждалась гордость. Наконец то он научился!


Перейти к форуму:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)