Forums

Полная версия: Воспитываем лидера
Вы просматриваете упрощённую версию нашего контента. Просмотр полной версии с полным форматированием.
Читая статью Дарьи Колдиной - Воспитываем лидера у меня возникло множество За и Против. Ее статью, вы прочтете далее, а в предисловие я хотел бы высказать свое мнение.
Прежде, чем воспитывать в ребенке лидерские качества, мы сначала должны сами определить его наклонности и способности. Нельзя из "поршивой овцы сделать лидера - вожака отары. Что поделать - судьба. Рожденный ползать - летать не будет. Но воспитывать в ребенке определенную способность выживания в жизни просто необходимо. А лидера не назначают и не выбирают, ими становятся люди сами в меру своих способностей. Вот в этом и состоит наша, родительская задача, привить ребенку все необходимые качества. В общей массе его окружения лидеров может быть несколько, но вожак - всегда один. Процесс его становления можно сравнить с выращиванием крысиного короля". Для тех кто не знаком с этой терминологией я поясню - когда в доме заводятся крысы или мыши, хозяин ловит живых животных и садит их в закрытое пространство. несколько дней не кормит. После этого, в этом коллективе начинается процесс борьбы за выживание. Сильнейшие убивают и поедают более слабых. И когда из всех остается один - его начинают прикармливать, приручать. Вскоре он крысиный (мышиный) король будет есть с ваших рук, но одновременно будет оберегать свое место жительства в вашем доме. Он поест всех своих конкурентов. Вот примерно так (конечно очень грубо и приблизительно) становятся истинными лидерами в любом обществе. Кто-то прикармливает (крышует) будущего короля. Но лидерские качества всегда прививают родители.
Проблема только в том, что в каждом коллективе появляется свой лидер, а когда меняется окружение ребенка (другая школа, институт) вольно или не вольно он соприкасается с другими лидерами, которые всегда ведут борьбу между собой за первенство, главенствующие позиции в коллективе. И ваш ребенок будет очень страдать от закономерного унижения его достоинства.

А теперь - статья Дарьи Колдиной.

Лидерами в полном смысле этого слова становятся далеко не все, что, согласитесь, не так уж и плохо. При кажущейся заманчивости положения лидера – признание, уважение, внимание, определенный статус в обществе, последователи – есть и обратная сторона медали:
нужно принимать решений за других людей и нести за них большую ответственность;
необходимо постоянно отстаивать свои лидерские позиции;
быть готовым к зависти, неуважительности, недовольству и даже враждебности;
нужно уметь быть одному, потому что как иначе лидер будет идти впереди всех?
Но в любом случае для того чтобы быть востребованным в нашем современном высоко конкурентном обществе как в жизненном, так и в профессиональном плане, нужно помочь ребенку понять самого себя и осознать свою индивидуальность, развивая заложенный в нем огромный потенциал и воспитывая лидерские качества в сочетании с гибкостью и чуткостью. Только растить надо не целенаправленного лидера, а хорошего человека с лидерскими качествами. Ведь уверенность в себе, коммуникабельность, умение общаться, трудоспособность, устойчивость к стрессам, целеустремленность никогда не окажутся лишними и помогут ребенку проявить себя с лучшей стороны во многих жизненных ситуациях.
Итак, если ваш ребенок обладает врожденной энергичностью и особой притягательностью, то у него есть все шансы стать лидером, за которым пойдут другие. Если природа обделила вашего сына или дочь лидерскими потенциалами, но вы сможете вырастить его самодостаточным человеком с крепким внутренним стержнем, то ваш ребенок станет Настоящей Личностью, что сделает его привлекательным для большинства людей, а возможно и лидером.
Если вы решили воспитывать в ребенке лидерские качества, то важно уберечь его от развития в нем эгоистичности, завышенной самооценки, звездности, демонстративности, хвастливости, амбициозности, манипулятивности другими, болезненного восприятия своих неудач.
1. Успешность и уверенность в себе.
Попадая в различные ситуации и имея возможность проявить свою детскую активность, ребенок начинает ощущать уверенность в своих силах, а заодно приобретает опыт преодоления препятствий. Еще вчера он не мог, а сегодня получилось, причем сделал он это сам. Такое чувство успешности окрыляет, и ребенок с удовольствием двигается вперед.
Подбадривайте ребенка и помогайте ему быть гибким и решительным, советуйтесь с ним, обменивайтесь мнениями, спорьте, ставьте цели, ищите оптимальные варианты, анализируйте ситуации, возлагайте на него возможность принимать решения и рисковать.
Объясните ребенку, что любая неудача – это опыт, из которого нужно сделать вывод и которого не нужно бояться. Только следите, чтобы удач в жизни ребенка было намного больше, чем неудач, иначе чувство неудачливости закрепиться в душе ребенка.
2. Общительность и оптимистичность.

Обычно общительные дети, которые легко сходятся с другими людьми, любят общество и умеют хорошо говорить, пользуются популярностью у других детей. Но важно научить ребенка именно положительному общению, в первую очередь, в семейной обстановке.
Если вы будете разговаривать с ребенком уважительно, на равных обсуждать интересующие его темы, значит, и с вами, и другими людьми он будет общаться подобным образом.
Учите ребенка выражать словами свои желания и потребности, ведите с ним задушевные разговоры, много спрашивайте и побуждайте его задавать вопросы.
Если вы будете хвалить ребенка, он сможет перенести этот способ общения на других детей.
Настраивайте малыша на оптимистичный лад – в любом происшествии нужно искать положительные моменты, а не отрицательные.
3. Трудолюбие, целеустремленность и ответственность.
Если в семье принято трудиться и ребенка привлекают к домашним делам, он будет расти деятельным и работоспособным.
Хвалите ребенка за самостоятельность, инициативу и качественно выполненную работу.
Ставьте перед ребенком реальные цели, выполняйте обещания и вознаграждайте за выполненную работу, чтобы ребенку хотелось выполнять её и в дальнейшем.
Возлагайте на ребенка ответственность за выполнение определенных посильных заданий, при этом ребенок должен понимать, что его поступки влекут за собой последствия.
Не критикуйте в случае неудачи, если что-то не получается – подскажите, как сделать.
Приучайте доводить дело до конца.
Не наказывайте ребенка трудом.
Если ребенок привык трудиться, он и в школе будет стремиться хорошо учиться. А ведь в наше время так важно дать ребенку достойное образование.
4. Нравственность
Очень важно, чтобы у ребенка с самого детства были заложены нравственные и эстетические понятия: говорить вежливо, не драться, не обижать, не брать без разрешения чужие вещи, знать что добро порождает добро, а зло – зло. Как и многому другому, ребенок учится этому только в семье: любви, доверию, привязанности, симпатии, доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, благородству, чувству собственного достоинства, умению откликаться на боль, огорчения, переживания других людей, понимать настроение других людей, прислушиваться к их мнениям и желаниям, оценивать себя и поступки других людей.
5. Сфера деятельности
Внимательно присматривайтесь к увлечениям ребенка. Нужно развивать в ребенке те свойства, к которым у него есть склонности и которые бы выгодно отличали его от остальных и помогли бы в дальнейшем стать успешным в одной из этих областей:
эмоциональность, которая поможет ему выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми;
критичность и умение анализировать ситуации, выделяя в них слабые и сильные стороны;
интеллектуальность — обладание большими знаниями и умение их применить на практике;
организаторские способности помогут планировать деятельность и распределять обязанности между участниками;
исполнительность и пунктуальность, которые помогут четко выполнить задание.
Ребенок будет чувствовать себя в детском коллективе более надежно, успешно и увереннее, если у него будет ощущение тыла, семьи и дома. Настоящего лидера можно вырастить только там, где у ребенка есть стимулы для собственного роста.